Союз советских офицеров

Кубанский Союз советских офицеров

ПЕРЕПОЛОХ В ПЕНТАГОНЕ

«Китайский аргумент» в космосе

Американская спутниковая разведка обнаружила утром 11 января запуск китайской ракеты средней дальности, которая успешно поразила выработавший свой ресурс китайский спутник Фен Юн (т.е. «Ветер и облака»), выведенный на орбиту в 1999 году. Спутник, имеющий форму куба с ребром длиной чуть более 1 м и несущий панели длиной более 5 м, был уничтожен путем прямого попадания и разлетелся на 800 обломков. Причем это было именно прямое попадание, а не разрушение спутника в результате взрыва шрапнельной боеголовки.

ЭТО СОБЫТИЕ вызвало большое волнение в военных кругах и экспертном космическом сообществе Америки. Печать заговорила о «тревожном событии», которое может предвещать начало гонки по противоспутниковым вооружениям. В частности, известный гарвардский астроном Макдоуэлл заговорил о «первой реальной эскалации в деле милитаризации космоса, которая случилась за последние 20 лет и знаменует собой окончание периода длительной сдержанности». Белый дом выразил свою озабоченность в отношении этого шага Китая. При этом упоминается, что КНР ведет модернизацию своих ядерных сил, увеличивает радиус действия своих ВМС и ВВС, посылает в космос космонавтов. Испытания же противоспутникового оружия открывают еще одну главу в военном соревновании Китая с США. Белый дом сокрушается, что китайцы их не предупредили, хотя американская сторона все время призывает КНР к «большей открытости». Раздаются жалобы на то, что обломки от вдребезги разбитого спутника явятся дополнительным элементом загрязнения космоса.

Жалобы насчет того, что китайцы не предупредили американцев, звучат довольно забавно. Во-первых, КНР вовсе не обязана информировать американцев о своих испытаниях и ссылки на открытость, к которым прибегает Вашингтон, ему лучше было бы обратить в свой собственный адрес в связи с активной разработкой в США космических вооружений. Во-вторых, эти жалобы свидетельствуют о том, что американское разведсообщество в очередной раз «проспало» стратегически важное событие на Дальнем Востоке, как оно прошлым летом позорно прохлопало серию испытаний северокорейских ракет. Досадно, что, судя по всему, мало что увидели и поняли и соответствующие службы российского Министерства обороны, иначе мы не услышали бы сбивчивых объяснений, что сообщения о китайском испытании «достаточно абстрактные и не имеют под собой «противоспутниковой основы».

Причина волнения Пентагона очевидна. Китайская ракета поразила спутник на высоте порядка 870 км. Это значит, что китайцы обретают способность сбивать американские спутники на околоземных орбитах, а это почти все спутники для разведсъемки, т.е. глаза Пентагона, наблюдающие за передвижениями войск, возможными ядерными взрывами, а также решающие задачи руководства боевыми действиями и т.д. Тут есть от чего расстроиться.

Дело в том, что США с некоторых пор решили, что настало время (после распада СССР) установить свое безраздельное господство в космосе. В наши дни контроль над космосом является важнейшей предпосылкой контроля за происходящим на Земле, т.е. призван обеспечивать заявку Вашингтона на руководство всем миром. В августе прошлого года Буш одобрил директивы о политике США в вопросах использования космоса и отверг любые идеи относительно глобального запрета на испытания космических вооружений. При этом было заявлено, что США «сохраняют свои права, способности и свободу рук в космосе» и будут «удерживать или отпугивать других от попыток помешать осуществлению этих прав и созданию способностей для их осуществления». Было сказано также, что США «будут в случае необходимости закрывать своим противникам возможности использования космических средств во враждебных национальным интересам США целях».

С ТЕХ ПОР не прошло и полугода, как китайский запуск ракеты, успешно перехватившей спутник, показал, что подобные намерения США вполне могут быть перечеркнуты. Оценивая китайское испытание противоспутникового оружия, директор Совета по международным отношениям США Сеймур заявил в своем интервью: «Я думаю, что для китайцев сделать это имело полный смысл для сдерживания противника и ограждения своих прав. Это создает момент давления на США, побуждая их вступить в переговоры о неразвертывании космических вооружений».

Но именно эти переговоры США и саботируют уже в течение многих лет. Как известно, в Женеве давно пылится российско-китайский проект международного договора о запрещении космических вооружений. США наотрез отказываются обсуждать его, как, впрочем, и любые другие проекты международных договоренностей о запрещении и ограничении каких-либо вооружений. Сами США полным ходом ведут секретные НИОКРы по созданию противоспутникового и не только противоспутникового космического оружия. Об этом стало известно из прошлогоднего проекта бюджета американских ВВС. Причем американская сторона не очень скрывает, что работает над созданием космических вооружений как для наступательных, так и оборонительных целей.

В этих условиях достаточно беспомощно и смешно звучат выступления Национального совета безопасности США, который жалуется, что «китайское создание и испытание таких вооружений несовместимы с духом сотрудничества, к которому стремятся обе стороны в гражданском освоении космоса». Тут, как говорится, у американских политиков «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Они хотят создавать и развертывать свои ударные космические вооружения, причем, разумеется, ни с кем не советуются и ни у кого не спрашивают разрешения, а когда, к своему удивлению, обнаруживают, что в ответ на это могут последовать адекватные контрмеры, начинают плакаться в жилетку. Так, заместитель начальника пресс-службы этого совета внезапно проявил беспокойство по поводу «усилий любой страны, направленных на разработку космического оружия или другую деятельность в космосе». «Мы, — подчеркивал он, — не хотим оказаться в ситуации, когда будет происходить милитаризация космоса».

Впрочем, американцы достаточно реалистичные люди, в частности, небезызвестная Тереза Хитченс — директор Центра оборонной информации США признает, что «прием, которым демонстрируется возможность применить грубую силу, чтобы заставить кого-либо сесть за стол переговоров, — это классическая технология «холодной войны». «Холодная война», как известно, изобретение сугубо американское, и не следует удивляться, что ее технологии могут осваиваться и другими. Что же касается переговоров по немилитаризации космоса, то полезность их, несомненно, будет становиться тем более доходчивой для американских приверженцев силовой политики, чем более явственно они будут ощущать несостоятельность своих планов монополизировать использование космоса в военных целях.

***

ОБРАЩАЯСЬ к истории, надо напомнить, что Советский Союз в 1968—1988 годах провел больше десятка испытаний своих противоспутниковых систем. На женевских переговорах с США по запрещению ударных космических вооружений и сохранению договора по ПРО, которые велись в середине 80-х годов, советская сторона неоднократно предлагала запретить создание и развертывание противоспутниковых средств. США противились принятию такого решения и приступили к испытаниям своих собственных антиспутниковых средств, базировавшихся на самолетах F-15. Испытания были не особенно успешными, поэтому они были прекращены после 1986 года. Однако идея обеспечить безраздельное господство США в космосе с тех пор не оставляла Вашингтон. Он сорвал переговоры, которые велись с Советским Союзом по немилитаризации космоса, используя лицемерную аргументацию: никакого международного соглашения по космическим вооружениям не нужно, поскольку космических вооружений не существует и их испытания не ведутся. Теперь, после китайского успешного эксперимента, в Пентагоне заговорили, что подобный аргумент больше не работает.

В связи с вышесказанным возникает вопрос: почему нынешнее российское руководство не использовало «китайский аргумент» в переговорах с американцами, призванных спасти договор по ПРО — краеугольный камень стратегического равновесия между нами и американцами. У нас аргументы могли бы выглядеть намного крепче китайских, учитывая имевшиеся разработки в этом виде вооружений. Возникает вопрос и о том, зачем мы на протяжении многих лет продолжали ликвидацию шахтных пусковых установок, сокращавшихся по договору с американцами межконтинентальных баллистических ракет вместо того, чтобы использовать эти установки для размещения там противоспутникового оружия? Возникает также вопрос, почему наши военные программы не учитывают того очевидного факта, что все последние агрессивные операции США целиком базировались на преимущественном использовании космических средств и ВВС? Казалось бы, вывод из этого должен был быть однозначным: скорейшее развитие наших противоспутниковых систем, укрепление и совершенствование систем ПРО и ПВО. Москва предпочла, однако, заниматься сладкими разговорами и уговорами наших американских партнеров, продолжая несбалансированное разоружение, в то время как США напористо выстраивали систему всестороннего военного превосходства по всем азимутам. Может быть, китайский пример наконец чему-то научит наших стратегов, отвечающих за мирное будущее и безопасность России?

Ю. ОРЛОВ.

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 7-8 (12930), вторник, 23 января 2006 г.


Copyright by SSO. All rights reserved.
Hosted by uCoz